fotoblog
16 октября 2013
30 | 0 | 2788
fotoblog
14 июля 2015
20 | 0 | 4735
fotoblog
11 января 2015
23 | 0 | 2758
fotoblog
16 октября 2013
11 | 0 | 3345
fotoblog
9 декабря 2013
14 | 0 | 2669

Александр Малинский18 мая 2014 - Небесный огонь

article250.jpg
С самого своего рождения авиация широко использовала разнообразные зажигательные боеприпасы: бомбы, стрелы, кассеты, ампулы, термитные и фосфорные шары, огненные мешки. Первые зажигательные бомбы (ЗБ) появились во время Первой мировой войны. Их собирались применять для поджога лесов, посевов и торфяников на территории противника. Вначале они были очень просты. В России применяли ЗБ В.А. Слесарева в виде бидона с керосином, с приклёпанным к нему оперением, в крышку был встроен инерционный взрыватель с ружейным патроном в качестве воспламенителя. Зажигательный снаряд Стечкина и Синягина состоял из бычьего пузыря, наполненного паклей, бензином и нефтяными остатками.
 
 В 1914 г. Д. Купер в английском арсенале в Вулвиче изобрёл зажигательные боеприпасы, снаряжавшиеся смесью бензина и чёрного пороха, калибром от 5 до 260 кг. Английские «Беби» (малютка) (марка В.I.В.) весили всего 200 г. Их снаряжали термитом, взрывателем ударного действия и сбрасывали с самолётов с помощью кассет: до 272 штук заключались в общую оболочку и выбрасывались из него широким снопом. Французские бомбы Шенара заполняли несколькими десятками термитных цилиндров и мелким порохом. При взрыве горящие цилиндры разбрасывались в стороны до 70–80 м. Американская и итальянская авиация применяла бомбы, снаряжённые жидкими зажигательными веществами.
 
В 1918 г. в Германии создали 1-кг термитную бомбу с корпусом из электрона. Германские 11,4 кг зажигательные бомбы заполняли термитом либо порохом, смешанным с легковоспламеняющейся жидкостью. В Первую мировую зажигательные авиабомбы составляли до 15% общего боевого груза авиации. После окончания войны все государства усилили работы по усовершенствованию и разработке новых видов зажигательного оружия. В те годы появились зажигательные стрелы, которые использовали для сбрасывания с самолётов без точного прицела (бомбометание по площадям). Они имели трубчатый корпус и конструировались по типу авиабомб в миниатюре, весом от 17 г до 2 кг, длина 300 мм, диаметр 30–35 мм. Они выбрасывались по 300 штук одновременно, воспламенялись при падении и горели до 10 мин. Снаряжались они смесью хлоратов калия или натрия с магнием, алюминием, серой, а также термитом и горючими маслами или смесью порошкообразных металлов (Al, Mg, Fe) с окислителями (NaClO3 и др.). Кроме этого, стрелы снаряжались наполнителями (смолой, лаком, асфальтом, канифолью и т.д.), отверждённым горючим.
 
Однако более всего умами военных владела идея «огнесмесеметания» с самолётов, например, способом огневой поливки — в выливные авиационные приборы ВАП заливается жидкое зажигательное вещество (комбинация ЗВ), которое выливается над целью. В СССР в начале 30-х создали зажигательные авиаприборы (ЗАП) для рассеивания над целью растворов или порошков, воспламенявшиеся в воздухе. В качестве ЗВ использовали жёлтый фосфор («вещество Р») в виде цилиндрических гранул диаметром 15 и длиной 15–20 мм в растворе хлористого кальция. Этот проект назвали «Огненный дождь». Выливание раствора с гранулами производилось с высоты 30–50 м на скорости 190–200 км/ч. После открытия баков за самолётом возникал длинный огненный «хвост». После падения на грунт гранулы продолжали гореть 3–4 мин. Для массового применения малогабаритных осколочных, фугасных, химических и зажигательных авиабомб калибрами от 1 до 25 кг в ГСКБ-47 разработали ротативно-рассеивающие кассеты (авиабомбы) РРАБ. За счёт установки хвостового оперения под углом 45° к продольной оси боеприпас после сброса начинал быстро вращаться. Кольца из тросов, стягивающие корпус, под действием центробежных сил разрывались, и боевое снаряжение рассеивалось на большой площади.
 
В отечественных ВВС использовали РРАБ-1 калибром 1000 кг, РРАБ-2 калибром 500 кг и РРАБ-3 калибром 250 кг. Зажигательными авиабомбами (ЗАБ) калибра до 10 кг снаряжали РРАБ, а также сбрасывали их группами из кассет-вёдер. ЗАБ калибрами более 10 кг считались боеприпасами индивидуального применения. К 1941 г. ВВС получилиЗАБ-1Э, ЗАБ-2,5Т, ЗАБ-10ТГ, ЗАБ-50ТГ и комбинированную осколочно-фугасно-зажигательную бомбу, выполненную в корпусе фугасной бомбы ФАБ-100ЦК. В годы Второй мировой войны наступил подлинный расцвет небесного огня. В то время был создан ряд комбинированных зажигательных боеприпасов. В СССР ЗАБ изготавливались на основе жидких горючих веществ в комбинации с волокнистыми материалами в виде хлопчатобумажных обрезков. Будучи разбросанными на большой площади, они вызывали многочисленные пожары (ЗАБ-100-50ЖГ, ЗАБ-250-200ЖГ). На вооружение советской штурмовой авиации в 1939 г. поступили зажигательные ампулы АЖ-2 — стеклянная или жестяная сфера диаметром 125 мм ёмкостью 1 л., и АЖ-4 диаметром 260 мм ёмкостью 2 л, с самовоспламеняющейся жидкостью КС или БГС. Их сбрасывали на цель с помощью ампульных кассет. Воспламенение содержимого происходило при разрушении ампулы при попадании в цель. Зажигательная смесь горела в течение 1,5– 3 мин, развивая температуру до 1000°С.
 
Конкурентом «Огненного дождя» в годы войны стала система «Огненный град». В контейнере ЗАРП-500ТШ размещалось 3000 термитных шаров по 100 г, или 1000 шаров по 300 г, или 165 неоперённых ЗБ из электрона (по 1 кг). Контейнеры сбрасывались с высоты около 2 км и разрывались на высоте 350 м. В ходе Великой Отечественной у нас в стране были созданы зажигательные авиабомбы с термитными шарами ЗАБ-100-65-ТШ и ЗАБ-500300-ТШ. Первая создавала 65 огневых очагов на площади более 40 га, вторая — 300 очагов на значительно большей площади. Во время войны нашими конструкторами была вновь предпринята попытка установки авиационного огнемёта (АОГ) на штурмовик ИЛ-2. Замысел был эффектный: превратить штурмовик в огнедышашего Змея Горыныча, испепеляющего языком пламени танковую колонну противника. Дальность огнеметания составляла до 150 м. Но оружие оказалось низкоэффективным — большая часть смеси сгорала из-за переизбытка окислителя ещё в воздухе.
 
После Второй мировой огненное оружие стало стратегическим. Авиационные зажигательные боеприпасы делят на ЗАБ, снаряжённые термитными составами (малый калибр) или пирогелями (средний калибр), и зажигательные бомбы (баки), снаряжённые составами типа напалм. ЗАБ с термитом и пирогелями применяют в бомбовых кассетах, бомбовых связках и кассетных установках. Зажигательные бомбы и баки крупного калибра рассчитаны на внешнюю подвеску к самолёту. США наиболее массированно применяли в послевоенный период зажигательное оружие. Особо отличились янки во Вьетнаме, где они развернули настоящую напалмовую войну. Американское командование пришло к выводу, что наибольшую эффективность обеспечивает «тактика выжженной земли», т. е. нанесение массированных ударов. В 1965–1971 гг. американцы в Индокитае израсходовали более 500 тыс. т напалма, уничтожив свыше 1000 населённых пунктов. В современных ВВС всех развитых стран по-прежнему значительное место занимает зажигательное оружие, решая не только оперативно-тактические, но и стратегические задачи.
 
Одна из последних разработок в области термического оружия в США — бетонобойная термобарическая бомба BLU-118/В с повышенной проникающей способностью. Этот боеприпас разработан в целях поражения личного состава противника, расположенного в защищённых и заглублённых укрытиях. Она снаряжена аэрозольным взрывчатым веществом РВХ IН-135, основными поражающими факторами которого являются длительное повышенное давление во фронте ударной волны и высокая температура. Ну и последний писк американской военной моды — сверхтяжёлая термобарическая бомба BLU-82/В с прозвищем «Косильщик маргариток». Боеприпас массой 6,8 т, диаметром 1,56 м, длиной 4,13 м содержит 5,7 т желеобразного вещества GSX (смесь нитрата аммония, алюминиевого порошка и полистиролового мыла). Создана и её модификация GBU-43/D весом 9,5 т с 8,5 т огнесмеси, получившая название «Мама всех бомб». При взрыве такого боеприпаса создаётся облако смеси, которое загорается (но не детонирует), создавая огненный шар диаметром 800 м. На вооружении современных российских ВВС стоит целая гамма зажигательных боеприпасов. Комбинированная осколочно-фугасная зажигательная бомба ОФЗАБ-500 применяется на больших скоростях с малых высот. Зажигательный бак ЗБ-500РТ может применяться с высот в диапазоне 30–1000 м на скорости 100–1200 км/ч.
 
 
Разработаны для поражения жилых и промышленных зданий ЗАБ-250-200 весом 202 кг с 60 кг огнесмеси и 107-кг ЗАБ-100-105 с 28,5 кг поджигающего пиротехнического состава. Для разрушения нефтеперерабатывающих предприятий, топливных и иных складов и создания очагов пожара предназначены универсальные ФЗАБ-500М, сочетающие свойства зажигательной, фугасной и осколочной. Подобна по комбинированному воздействию бомба ОФЗАБ-500. При авианалётах с малых и предельно малых высот до 30 м на скопления живой силы и техники сбрасывают 317-кг зажигательные баки ЗБ-500ШМ с 260 кг огнесмеси. Для термического и зажигательного воздействия на такие цели спроектирован бак ЗБ-500РТ. Он состоит из трех разделяющихся боевых частей. В головной располагается 94 кг огнесмеси, в центральной — 136 и в хвостовой ещё 75, позволяя накрыть пламенем площадь в 4000 м2. Применяют и разовую кассету РБК-1ОО, снаряжённую шестью небольшими поражающими боевыми элементами.
 
Разовая бомбовая кассета РБК-500У (унифицированная). В зависимости от цели в неё помещают 2,5-кг элементы общим весом 126 кг. Унифицированную крылатую бомбовую кассету ЦБК-500К сбрасывают на безопасном для атакующего самолёта удалении от зоны ПВО, и она планирует к цели, повинуясь командам бортовой системы наведения и спутниковой навигационной аппаратуры. В заданной точке кассета раскрывается и разбрасывает полтора десятка СПБЭ-К с осколочными, осколочнофугасными, противотанковыми, бетонобойными или зажигательными боевыми частями. 150-кг кассету РБК-250 снаряжают 51 зажигательным боевым элементом типа ЗАБ-2,5М весом по 2,5 кг. После спуска на парашюте она раскрывается на определённом расстоянии от земли и рассеивает заряды на цель. Большое количество возникающих очагов возгорания затрудняет, а то и делает бессмысленной работу пожарных. А РБК-500 массой 499 кг вмещает 297 боевых элементов ЗАБ-2,5СМ, создающих столько же очагов возгорания на площади от 20 до 80 тыс. м2.
Рейтинг: +1 Голосов: 1 6976 просмотров
Комментарии (2)