fotoblog
16 октября 2013
30 | 0 | 2788
fotoblog
14 июля 2015
20 | 0 | 4735
fotoblog
11 января 2015
23 | 0 | 2758
fotoblog
16 октября 2013
11 | 0 | 3345
fotoblog
9 декабря 2013
14 | 0 | 2669

Александр Малинский25 мая 2014 - Огонь во льдах - «Холодная война» под ледовым панцирем

article272.jpg
В США любят напоминать, что построенная у них первая в мире атомная субмарина ССН-571 «Наутилус» в августе 1959 г. совершила поход под покровом Северного Ледовитого океана. Однако она была отнюдь не первой, рискнувшей нырнуть под лёд. Ещё в феврале 1905 г., во время русско-японской войны, одна из переброшенных во Владивосток русских подводных лодок «Сэм», выходя в Японское море, прошла подо льдами между островами Скрыплева и Русским.
 
В ноябре однотипная «Щука» маневрировала под ледовым полем, а в декабре 1908 г. «Кефаль» погрузилась под лёд во Владивостоке и за 1 ч 40 мин преодолела 4 мили. В ходе этих опытов подтвердили возможность действий подводников в замерзающих акваториях, и в январе 1931 г. построенная в Николаеве Д-4 двое суток форсировала битый лёд в Днепро-Бугском лимане, пока не выбралась в Чёрное море. Неизвестно, знал ли об этом норвежский полярный исследователь Х.Свердруп, собравшийся пройти на подводной лодке от Шпицбергена до Северного полюса, оттуда до Берингова пролива, затратив на вояж 45 суток. Он приобрёл в США списанную субмарину СС-72 О-12, переименовал в «Наутилус», в честь корабля жюль-верновского капитана Немо. Видимо, Свердруп уверовал, что в Северном Ледовитом океане найдутся полыньи, чтобы всплыть для вентиляции отсеков, пополнения запасов воздуха и зарядки аккумуляторов, ведь в подводном положении субмарина могла пройти не более 50 миль.
 
В июне 1931 г. экспедиция отправилась на север, но из-за постоянных поломок изношенных механизмов путешественникам пришлось вернуться. У нас же в 1933 г. малые субмарины М-6 и М-8 пробились в замёрзший одесский порт, а в январе 1934 г. сопровождаемая ледоколами М-8 прошла подо льдами Днепро-Бугского лимана в Николаев. Тогда же тихоокеанская Щ-12 (Щ-102), выбираясь в Японское море, преодолела 5 миль во льду, зимой 1934–1935 гг. подобным образом поступали командиры М-4 и М-6. Заинтересовались этим и балтийские подводники, базировавшиеся в Кронштадте и Ленинграде, расположенных в замерзающем с ноября по апрель Финском заливе.
 
В 1936 г. флотские офицеры А.Т. Тарадин и М.И. Балтичи обосновали возможность всплытия во льдах на перископную глубину для осмотра моря через полынью и подзарядки аккумулятора. В 1939 — 1940 гг. на тумбе перископа М-90 установили предложенный старшим лейтенантом А.В. Лепешкиным гидравлический бур для сверления во льду отверстия для перископа и воздухозаборника, а в носу и корме стальные фермы, предотвращающие удары корпуса о лёд при подвсплытии. В феврале 1938 г. в Северный Ледовитый океан отправили ледокольный пароход «Таймыр», судно «Мурман» и подводную лодку Д-3, которым предстояло снять с дрейфующей льдины участников высокоширотной экспедиции «Северный полюс». Хотя Д-3 попала в битый лёд, а на верхней палубе образовалась наледь толщиной 10 см, подводники сумели приблизиться к цели. Впрочем, папанинцев уже сняли надводные суда.
 
18 января 1940 г., во время войны с Финляндией, подводная лодка С-1 выбиралась из Ботнического залива. Она 4 ч шла под сплошным льдом толщиной 20 см, при всплытии погнула перископ, уже в битом льду отразила атаки двух самолётов, вышла на чистую воду, но в 60 милях от базы в Либаве вновь встретила ледовые поля. На следующий день Щ-324, форсируя замёрзший пролив Южный Кваркен, 20 миль двигалась под сплошным льдом. Тихоокеанцы продолжили опыты, начатые их предшественниками в 1905 г. 26 февраля 1940 г. подводный минный заградитель Л-13 за 19 ч 43 мин прошёл подо льдом 46 миль. А в декабре четыре малые субмарины типа М впервые в истории совершили группой поход подо льдами.
 
Новое наступление подводников на Арктику началось в 1958 г., когда упоминавшийся атомоход «Наутилус» за 96 ч прошёл 1830 миль подо льдами, благо ему не нужно было всплывать для подзарядки аккумуляторов. В августе 1958 г. ССН-578 «Скейт» вышла в океан со стороны Гренландии и всплыла в полынье в 40 милях от полюса. В следующем году однотипная ССН-583 «Сарго» провела под арктическими льдами 988 ч и прошла под ними 6 тыс. миль, 16 раз всплывала в полыньях. В ноябре 1960 г. в Арктику проникла ССБН-598 «Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами. А в июле 1962 г. «Скейт» и такая же «Си дрегон» в 100 милях от полюса устроили тренировочную охоту за советскими подводными атомоходами. А им пришлось догонять вероятных противников.
 
В августе 1961 г. торпедная К-3 отработала маневрирование подо льдами Белого моря и 17 июля 1962 г. достигла района Северного полюса. В 1963 г. К-178 выполнила учебные задания подо льдами вблизи Земли Франца-Иосифа и выпустила баллистические ракеты, а потом вместе с К-115 перешла под арктическими льдами на Тихий океан, причём последняя побывала в гостях на дрейфующих станциях «Северный полюс-10» и «Северный полюс-12». А в сентябре 1963 г. торпедная К-181 всплыла на Северном полюсе…
 
Все статьи серии:
Огонь во льдах(часть 1) — Первая мировая за полярным кругом
Огонь во льдах(часть 2) — Гражданская война и интервенция
Огонь во льдах(часть 3) — Североморцы во Второй мировой
 

Похожие статьи:

Армии и вооружениеБалтийский флот России.

Корабли и флотКорвет «Строгий» — прорыв в будущее?

Армии и вооружениеВоенно-морской флот Великобритании

Корабли и флотОгонь во льдах - Гражданская война и интервенция

Корабли и флотАвианосцы флота России

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2780 просмотров
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)